Проблема альфа-игрока. Комaндные игры без явного лидера

Проблему альфа-игрока называют бичом комaндных игр. Ситуация, когда один игрок лучше всех играет, всё знает и умеет и говорит остальным что лучше делать – это по сути не комaндная игра. Это одиночная партия, в которой все решения принимает один человек, а остальные их просто исполняют. Как избежать подобной ситуации и что делать, чтобы получить удовольствие от процесса могли все рассказывается в специальной статье на сайте Meeples & Mechanics, которую перевела на русский читательница по имени Анна.
Это самая большая проблема в кооперативных играх. Некоторые люди не любят такие игры из-за неприятного опыта с доминирующим игроком в прошлом. Я пишу книгу «Meeples Together» по дизайну кооперативных игр, в которой предлагаю 8 решений, позволяющих убрать данную проблему. Дизайнеры могут включить их в свои разработки, чтобы снять фокус с альфа-игрока.
Однако, есть и обратная сторона вопроса. Немного найдется дизайнеров, которые могут идеально решить проблему контроля, многие воспринимают это как цену, которую они готовы платить за возможность создавать то, что им интересно. На самом деле, некоторые из моих любимых комaндных игр, как «Pandemic» (2008) и «The Dresden Files Cooperative Card Games» (2017) допускают стиль игры, при котором один игрок может влиять на ходы других и раздавать указания. Я знаю это, потому что я – как раз так и делаю. Во время игры мне приходится не только проходить предложенные испытания, но и бороться с желанием указывать остальным, что им следует делать.
Бороться здесь подходящее слово, раз вы комaндный игрок, страдающий таким недугом, то вы обязаны сделать игру приятной для всех, избегая управления товарищами, насколько это возможно.
Вот как вы можете улучшить ситуацию за 10 шагов.
1. Будьте слушателем
Иногда лучшее решение проблемы – обратить ваш недостаток во благо. Возьмите за правило помогать самым тихим игрокам активно вовлекаться в игру.
2. Задержите дыхание
Когда приходит время совещания, вам хочется сразу окунуться в обсуждение и начать выдвигать свои идеи. Стоп. Сделайте паузу, оглянитесь, может быть кто-то начнет говорить первым. Позволив другим внести свои идеи в общее дело, можно увидеть новые возможности. Если никто не собирается высказываться, тогда да, берите управление в свои руки.
3. Перестаньте говорить
Также, если вы счастливо разглагольствуете о том, что нужно сделать каждому, остановитесь ненадолго. Не пытайтесь перебивать, у вас будет достаточно времени, чтобы убедиться, что ваши идеи тоже в обсуждении.
4. Позвольте Вуки победить
Теперь, когда вы успешно обсудили все возможности, ваша группа должна сделать следующий шаг. Вот где альфа-игрок будет делать все для победы своей идеи, значит вы должны делать все, чтобы сдержать себя.
5. Вы тоже можете ошибаться
Хорошая кооперативная игра должна предоставлять неоднозначный и трудный выбор. Другими словами, в ней либо нет правильного ответа, либо его очень трудно определить. Вам придется согласиться, что решения других игроков могут быть так же ценны, как и ваше. Случайное выпадение карт и костей в неопределенной системе испытаний может приводить к разным результатам, поэтому варианты ваших партнеров вполне могут оказаться правильными.
6. Оставьте несогласие
Бывает так, что у вас не возникает и тени сомнения в своей правоте или, по крайней мере, вы считаете свое решение наиболее подходящим. Но если остальные абсолютно против ваших предложений, лучше уступить. Вы, как лидирующий игрок, часто переоцениваете свои идеи, что может и являться основной причиной непринятия.
Никакого Я
После того, как выбор сделан, по результатам его применения можно судить о том, как будет проходить сотрудничество оставшуюся часть игры.
7. Примите хорошее и плохое
Когда чье-то решение оказалось полезным, оцените это. Если оно оказалось провальным, вследствие плохой удачи, не заостряйте на этом внимания. Если кто-то другой начинает ворчать, то напомните, что это был стоящий вариант. Это укрепит боевой настрой и с большой вероятностью, эти игроки будут более снисходительны к вашим попыткам взять все под свой контроль.
С другой стороны, если решение для вас было очевидно глупым, то не будет лишним объяснить почему все пошло не как планировалось, только без унижений и обвинений.
Не будьте снисходительны. Вам нужно быть на самом деле честным во всех взаимодействиях, в которых вы даете людям контроль над игрой. Если в ваших действиях нет искренности, тогда это будет чувствоваться, как снисхождение, что ничуть не лучше доминирования в игре. Пытайтесь увидеть плюсы в предложениях других игроков и какой вклад они вносят в общее дело, особенно в случаях, когда ваши мнения противоположны. Если ничего не получается, лучше просто промолчать.
Будьте индивидуальны
Игра может идти против контролирующего игрока, когда в ней есть жесткая специализация, где каждый игрок выполняет свою роль. Альфа-игрок может использовать специальные возможности своего героя, чтобы расширить свои полномочия.
Спрашивайте об особых силах. Один из способов избежать контролирования игры – подчеркнуть вещи, которых вы не знаете, но знают другие игроки. Если вы чувствуете, что снова начинаете брать на себя слишком много решений, и никто не выказывает желания что-то предлагать, спросите самого тихого игрока, как он думает использовать свою суперсилу в интересах группы.
Сконцентрируйтесь ненадолго на своей игре. Используйте свою силу и скажите группе, что вы планируете предпринять. Но не пытайтесь распространяться о стратегии в глобальном масштабе. Может кто-то еще начнет вносить предложения.
8. Будьте тоже героем
Конечно, все эти советы говорят вам отойти в сторону и позволить занять лидирующую роль кому-то другому, но только лишь из-за того, что у вас есть проблема с контролем. И это вовсе не означает, что вы никогда не должны предлагать грандиозных идей, это же кооперативная игра.
9. Указывайте на ошибки.
Вот где вы твердо стоите на своем – в случае, если игроки делают безоговорочную ошибку, не понимая правил, ошибаясь в статусе игровой ситуации. К примеру, если вы точно знаете, что Lagos появится через две карты, так как считали колоду, а другой игрок уверен, что ничего страшного не случится, вы должны настоять на своем.
10. Раскройте себя.
Наконец, вы можете то, что не могут остальные: распознать причины и следствия, видеть их влияние на несколько шагов вперед. Возможно, поэтому вы и стали альфа-игроком.
Ваша личная задача не только идти к победе, но убедиться, что остальные тоже получают удовольствие от игры.
Приложение: Конкурентная корреляция
Эта статья полностью посвящена кооперативным играм, но вам нужно подумать и о том, как не быть управляющим игроком и в соревнованиях. Обычно это происходит, когда вы знакомите новичка с игрой, или, когда видите, что у вас больше опыта, даже если другие участники уже играли в эту игру. И если даже вы не из тех, кто должен победить любой ценой, у вас будет coблaзн давать советы, подсказывать ходы и стратегии.
Старайтесь ограничить свое вмешательство по минимуму, советуйте только там, где можете улучшить опыт других игроков, помогая прочувствовать контроль над игрой, но не перехватывайте контроль.
Очень полезно давать советы до начала игры, особенно если вы предлагаете несколько различных вариантов, из которых остальные могут выбрать. Но после начала игры вы должны прикусить язык, пока к вам явно не обратятся. Однако, если вы видите, что кто-то пытается сделать ход не по правилам, напомните ему, как действительно работает игра.
В остальном позвольте игрокам идти своим путем.
Комментарии:
И я настоятельно рекомендую использовать режим «Always Leads» (даже если вы играете соло), т.к. с ним игра станет тематичнее. По мере прохождения кампании вы будете открывать доступ к новым героям и боссам из дополнений. Если хотите, можете добавлять в игру и новых врагов из дополнений, но делать это необязательно....
14 12 2025 20:56:19
Угрозы создаются более чем 100-ми случайными маркерами хаоса. Типы маркеров: повстанцы, узурпаторы, независимые империи, захватчики и чужые, а также технологические, экономические, социальные, политические и военные события. Вы также можете организовать экспедиции в попытке получить новые знания и технологии. Также правила позволяют использовать психо-социальную борьбу и пропаганду для подавления восстаний....
13 12 2025 22:20:38
50 часов непрерывной игры в «Колонизаторов»...
11 12 2025 14:41:54
Далее я процитирую традиционный пересказ правил:...
08 12 2025 7:48:16
Есть у меня правда, предчувствие, что 7 Wonders может показаться мне слишком простой игрушкой, но всё равно я считаю, что её стоит опробовать. Надо бы только дождаться, чтобы она появилась в продаже за вменяемую цену. А то платить почти $50 за игру, в которой 150 карт и больше пpaктически ничего нет, как-то неохота....
06 12 2025 17:30:48
Такой вот эмоциональный пост в преддверии нежданной-негаданной локализации игры на русский. Тем, кто любит ковыряться с карточками, комбинировать их, однозначно следует обратить внимание. Хотя попробовать советую всем, кто любит вдумчивые евро. Этот тот случай, когда не стоит судить по обложке, и можно довериться шумихе. Кстати, вживую оформление вполне приличное, расстраивают только хлипкие и неудобные планшеты, но их с лёгкостью исправят пластиковые накладки. Ещё есть вопросы к блестящим кубикам ресурсов — по-моему, они быстро облезут....
04 12 2025 21:23:32
Видео-вскрытие «Dixit», «Dixit 2» и «Power Grid — New Power Plant Cards»...
02 12 2025 8:32:10
Карты раздавались участникам поровну (вся колода), и один из игроков назначался «кузнецом». Все выбирали с руки по карте и протягивали вперёд рубашкой вверх. Когда выбор был сделан всеми, карты открывались и клались на стол лицом вверх. «Кузнец» придавливал свою кулаком (и держал кулак до конца раунда)....
30 11 2025 7:37:23
Само колодостроение в Tyrants проискает из модели Ascension, хорошо знакомой российским игрокам по «Звёздным империям». Есть рынок, мы покупаем оттуда карты, рынок тут же пополняется. Какие карты на нём появятся предсказать нельзя, т.к. они открываются из колоды. Основные эффекты колодостроения также привычны: дополнительные деньги, дополнительная атака, «набрать карту», часть эффектов связана с полем: выставить дополнительные фишки, убить врага, заменить его своей фигуркой....
27 11 2025 12:26:45
Спасибо Alex и Pard за материалы. Сделал компактную версию. Все печатаем в одном экземпляре Картинка с купюрами из набора Parda (он делал под А3) можно разбить на два листа, можно использовать из другой игры. Правила на русском в комплекте....
25 11 2025 8:27:25
Правила настольной игры «Saint Petersburg»...
24 11 2025 13:29:37
Откуда родилось ваше увлечение настольными играми? Чем именно вас привлекли настолки?...
23 11 2025 13:46:58
Кстати, чтобы снять вопросы насчёт «18+». Полагаю, не в последнюю очередь упомянутая маркировка появилась из-за изображений героев обоих полов....
22 11 2025 12:30:42
Скачать материалы для игры Гномы-вредители. Древние шахты...
17 11 2025 6:21:18
Наконец, самое главное, если это действительно будут модифицированные стартовые условия, это вдохнёт совершенно новую жизнь в игрушку. Ведь теперь появятся какие-то новые дебюты, неожиданные ходы, задающие невиданные ранее направления партии. Кто знает, может в колоде карт найдутся ещё и «замены», обновления для ранее выпущенных карточек, которые кажутся слишком слабыми и неэффективными (которые мы, как раз, уже успели сменять на неофициальные карты)....
16 11 2025 0:42:17
Если ни одному из игроков не удаётся выстроить цепочку из пяти тайлов – игра заканчивается, когда больше не остаётся тайлов с изображением собак. В этом случае побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков....
13 11 2025 21:32:17
В данном PnP представлены материалы для базовой игры XenoShyft: Onslaught, дополнений Hive, Psychogenics Lab Expansion, Grafting Lab Expansion, Kickstarter Exclusive Card Packs, сценария Одинадцатый час. Также представлены 2 дополнения сборника Forbidden Sciences для базовой игры XenoShyft:Dreadmire....
12 11 2025 5:29:12
From Rags to Riches, по слухам имеет свои народные прототипы не только в России, но и за рубежом. И это тоже шанс зацепиться за игроков. ...
11 11 2025 22:24:33
Поскольку игры делались в одном и том же месте, неудивительно, что и недостатки у них одинаковые. Так, некрашеные элементы покрыты древесной пылью, что неcмepтельно, но раздражает. Шлифовать бруски могли бы и получше (с «Дженгой» и даже с «Башней» от «Сквирл» никаких сравнений), а на одной деревяшке в «Башне 54 элемента» даже обнаружилась длинная острая полуотколовшаяся щепка. Наконец, краска в «Цветной башне» на бруски легла плохо и неровно – как красить деревянные элементы, могли бы подсказать doJoy с их «Бада-бумом»....
02 11 2025 15:30:13
Оба игрока получают одинаковый набор фигур шашечной формы, которые традиционно представляют собой деревянные фишки с китайскими символами. Изображение идентичных фигур для разных сторон может отличаться. Традиционно одна сторона имеет красные фигуры (реже белые), а другая чёрные (которые также могут изображаться синим или зелёным цветом). В разных регионах существуют разные конвенции о том, кто делает первый ход, но в большинстве современных турниров первыми ходят красные....
31 10 2025 3:29:52
Чуть более двух тысяч лет назад в цивилизованном мире гремела слава Римской империи и ее легионов. И правящие династиии имели непревзойденную власть. Именно за одну из таких влиятельных семей Рима нам и придется играть в Конкордии. ...
29 10 2025 10:35:27
По поводу самих правил… Это был наш первый опыт верстки текста с сохранением оригинального оформления. Сначала даже не знали, как к этому подобраться, однако, спасибо тов. sNOwBODY за подсказки, все оказалось не так уж и сложно. Ну, если есть какие-то огрехи, пишите, не стесняйтесь, будем исправляться....
27 10 2025 21:49:21
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку
Как соединить многожильный и одножильный провод правильно