Как фотографировать игры. Часть 2. Макросъёмка

На сайте Заметки новосибирского настольщика появилось продолжение статьи, посвящённой фотографиям настольных игр. В ней автор делится секретами съёмки мелких игровых компонентов, или, другими словами, макросъёмке. Описание этого процесса очень интересно но, прочитав статью полностью, я понял, что такие рекомендации для меня трудновыполнимы. Очень уж много усилий и времени нужно, чтобы сделать качественную фотографию. Так что, похоже, в будущем я ограничусь своими дилетантскими съёмками 🙂
В сегодняшней статье разговор будет в прямом смысле этого слова предметным; применительно к играм сие означает съёмку отдельно взятых мелких компонентов — миниатюр, к примеру (как на снимке справа). В силу их мелкости это обычно приводит к необходимости макросъёмки.
Это очень типичная задача, с которой кормится куча фотографов (рекламщики прежде всего), и было бы довольно странно, если бы промышленность не предлагала для соответствующих целей кучу готовых решений. Кое-что из них я упомяну по ходу дела, однако в целом постараюсь изложить методику, не требующую технических наворотов и приобретения дорогостоящего оборудования.
Начнём опять же с главного инструмента — фотокамеры. Любой производитель в наши дни заявляет у своей продукции наличие макрорежима («от 5 см», «от 15 см» и т.п.), однако в этих заявлениях есть большая доля лукавства. Как правило, указанная минимальная дистанция съёмки соответствует сáмому короткому концу зума (напоминаю — это когда в кадр входит больше всего), на котором очень сильны перспективные и оптические искажения. Снимать таким образом — не лучшая идея.
К счастью, в абсолютном большинстве ситуаций нет необходимости утыкаться в объект съёмки вплотную: на помощь приходит многомегапиксельность современных камер. Даже если ваша миниатюрка будет занимать не весь кадр, её можно вырезать, и получить при этом изображение довольно-таки большого размера, прекрасно подходящее для иллюстрации web-статей.
Итак, нам для съёмки подойдёт пpaктически любая современная камера (хотя при выборе и покупке всё же следует обращать внимание на заявленные хаpaктеристики макрорежима!). И будет очень-очень хорошо, если у неё наличествует ручной режим фокусировки, хотя бы просто кнопочками. Чуть позже мы увидим, зачем это нужно.
Что потребуется ещё? Помимо табуретки (или двух) и штатива, упомянутых в первой части статьи, нужен фон и свет.
Фон здесь будет другой — ведь и масштабы съёмки уже другие. Сходите в канцелярский магазин и купите набор цветной бархатной бумаги для детского творчества. Она-то и будет нашим фоном (разные цвета для разного цвета минатюр). Можно взять и какой-нибудь текстурированный картон, главное чтобы не блестел. Иногда фон неплохо составляется из элементов самóй игры — выбирайте, что лучше подойдёт под ваши задачи…
Со светом несколько сложнее. В самом минималистическом и бюджетном варианте можно обойтись парой настольных ламп или фонариков. Фонарики придётся кому-то держать (так что может понадобиться и ассистент), а лампы удобнее с длинными гибкими «шеями». Берём обычную марлю и несколькими её слоями сильно смягчаем световой поток.
Выпускаются кольцевые осветители для макросъёмки (см. снимок в «шапке» статьи), но они недёшевы и больше подходят для зеркалок (чтобы установить такой на компактную камеру, понадобится какой-то адаптер). Хотя штука довольно удобная: даёт всестороннее освещение с очень незначительными хаpaктерными тенями:
Ещё один довольно удобный аксессуар — это так называемый световой куб (см. снимок справа). Способ употрeбления достаточно очевиден: он служит одновременно и фоном и светом, смягчая внешнее освещение, выставленное вокруг него. Стóит порядка $50, но большинство моделей относительно велико (от 50×50×50 см), что иногда неудобно.
Сам я обычно пользуюсь или кольцевым осветителем, или фонариками. И зеркалкой с макрообъективом (даёт повышенную резкость изображения, фокусируется в упор, сильно диафрагмируется… но и цену имеет немалую). Но прежде, чем браться за своё фотохозяйство, настоятельно рекомендую вам проделать два упражнения.
Во-первых, возьмите миниатюрку и поставьте её примерно на уровень глаз (например, встаньте на колени возле стола, а её поставьте на столешницу). Неторопливо покрутите её перед собой, вдумчиво рассматривая с разных сторон. Попробуйте посмотреть с чуть более высокой или низкой точки. В общем, найдите тот paкурс, с которого ваш объект смотрится выгоднее всего. Нашли? Очень хорошо.
Во-вторых, возьмите фигурку перед собой в руки так, чтобы видеть её в избранном paкурсе. Встаньте с ней возле окна и покрутитесь. Откуда должен падать свет, чтобы было наиболее красиво? Возможно, следует чуть поменять paкурс? Запомните результат.
Все эти действия гораздо удобнее выполнять, когда между вами и объектом съёмки нет камеры. Дальше будет уже чисто техническая сторона дела.
Выберите в качестве фона лист бумаги подходящего цвета, который хорошо сочетается с цветом объекта и не сливается с ним. Разместите его на табуретке с изгибом — так, чтобы горизонталь плавно переходила в вертикаль, как на следующем рисунке:
Сзади фон можно подпереть большой толстой книгой, а спереди по бокам зафиксировать какими-нибудь грузиками. В горизонтальной части конструкции установите снимаемый объект, ну а перед всем этим хозяйством взгромоздите на штатив камеру.
Зум-объектив установите в положение ближе к дальнему концу (это когда «сильнее увеличивает») и соответственным образом разместите штатив. Разумеется, съёмочная дистанция должна быть такой, чтобы камера смогла сфокусироваться, пусть даже объект занимает при этом не весь кадр (см. выше).
Воссоздайте ранее выбранный paкурс и освещение. (При работе с фонариками может понадобиться терпеливый ассистент!) Проследите, чтобы свет был мягким и не отражался объектом прямо в камеру — возможно, для этого придётся ещё смягчить источники.
Ничего страшного, если часть источников освещения влезет на периферию кадра. Главное, чтобы они не светили прямо в объектив и оставляли вокруг снимаемого объекта достаточно прострaнcтва для последующего кадрирования.
Цветовая температура самопального освещения может быть достаточно произвольной, однако если вы снимаете одноцветный объект, то можно и не гнаться за точной цветопередачей. Фабричные же источники имеют фиксированные хаpaктеристики, указанные в документации, и выставить для них соответствующий баланс белого не составляет труда.
При съёмке обязательно проконтролируйте, что камера сфокусировалась куда надо! При малых съёмочных дистанциях глубина резко изображаемого прострaнcтва (ГРИП) тоже очень мала, и крупная фигурка запросто может в неё не поместиться. Посмотрите, например, на следующие два изображения:
Бесёнок из «Dungeon Lords» имеет рост всего-то около сантиметра, и здесь он снят почти в упор. Слева вы видите окончательный результат. А справа — кусочек исходного кадра до обрезки. Вот эта горизонтальная полосочка с видимой текстурой и есть резко изображаемое прострaнcтво: всё, что не попало в неё, будет выглядеть размыто.
В этом смысле бархатная/текстурированная бумага фона очень удобна для оценки точности. Сдвинуть полосочку вперёд-назад можно посредством ручной фокусировки, а расширить её (т.е., увеличить ГРИП) — за счёт диафрагмирования объектива. Тем-то и полезны ручные режимы.
Некоторые производители (Panasonic, например) реализуют в своих камерах замечательный режим «MF-assist»: при ручной фокусировке центральная часть кадра на экранчике значительно увеличивается и становится видимой во всех деталях. Да ещё этой увеличенной зоной можно «ездить» по всей матрице. Реально помогает, и если такое есть в вашей камере, то просто здорово.
Кстати, я пpaктически всегда ставлю камеру на штатив в горизонтальном положении, даже при съёмке вертикальных фигурок. Именно то той самой причине: так удобнее управлять камерой. А лишнее потом обрежу, и всё равно получится здоровенная картинка, которой будет более чем достаточно.
Обратите внимание ещё вот на что. После съёмки пробного кадра вам почти наверняка захочется ввести экспокоррекцию. И если источник освещения удерживается чьими-то руками, то следите за неизменностью его положения! Иначе все коррекции могут оказаться бесполезными.
Обработка отснятого каких-то принципиальных особенностей не имеет. Разве что обычно можно увеличить контраст изображения, да ещё пошарпить его (т.е. искусственно задрать видимую резкость) можно чуть больше обычного.
При удачной постановке света можно и не вырезать изображение из фона: как правило, небольшие тени при этом не бросаются в глаза и выглядят довольно естественно. К тому же цвет фона можно сразу подбирать с учётом особенностей оформления вашего блога. 🙂
Комментарии:
— Куда путь держишь, красавица? По воле идешь в такой час по лесу аль по неволе....
13 12 2025 6:53:37
Expedition: The Roleplaying Card Game (2016)
– Авторы: Scott Martin (III), Todd Medema
– Тематическая, 1-6 игрока, 55 минут
– Adventure, Card Game, Fantasy, Print & Play, Real-time
– Cooperative Play, Deck / Pool Building, Dice Rolling, Role Playing
– Игроки TTS: 1998
– Игроки BGG: 273
– Список игр на BGG
Совместные приключения с помощью смартфона....
09 12 2025 11:23:23
F1-F6 — выставлять и убирать токены на картах, F8 и F9 — крутить и переворачивать карты. Пробел+мышь — двигать стол, колёсиком — zoom....
08 12 2025 7:32:22
Каждый раунд все игроки планируют по 2 маневра. Маневр может включать 1 карту движения и произвольное количество карт поворота. По окончании планирования все игроки по очереди отыгрывают первый маневр, затем так же отыгрывают второй маневр. После чего по определенным правилам перемещаются боты и в завершение раунда происходит общая стрельба всех по всем....
07 12 2025 1:52:12
Партия в «стандартный» GIPF начинается с уже располагающимися по углам поля шестью (3 белые и 3 черные) так называемыми ГИПФ-фишками — стопками из двух обычных фишек. В резерве остается по 12 фишек. ГИПФ-фишки при съеме с доски не могут уже входить в игру заново, они распадаются на две обычные фишки. К условиям победы добавляется отсутствие на поле хотя бы одной ГИПФ-фишки соперника....
05 12 2025 10:22:49
Разыскивается игра «Мясо» (она же — «Лабиринт боли»)...
02 12 2025 15:25:21
53 место: Doom: the Board Game
Настольная версия «Doom» сохранила все плюсы компьютерной игры и открыла новые горизонты перед игроками, которым всегда хотелось побыть на стороне «плохих парней»....
01 12 2025 12:57:10
В коробке «Десницы короля» будут лежать 50 карт, 11 жетонов и буклет правил (доступны в сети). Игра строится на том, что на поле выкладываются карты персонажей в «сетку» размером 6 х 6 карт (карты, кстати, необычные, квадратной формы). В этой сетке есть одна ключевая карта – Варис....
30 11 2025 3:43:58
Жетоны я изготавливал так: сначала распечатал их на глянцевой бумаге. Затем, с помощью двухстороннего скотча наклеил на кусок коробки от одной из настольных игр, чтобы придать жетонам плотность (осторожно! при наклеивании нужно совместить лицевую и обратную стороны жетонов), после чего вырезал жетоны с помощью линейки и канцелярского ножа для резки бумаги. В результате получились картонные жетоны толщиной почти 3 мм, глядя на которые сразу и не скажешь, что они изготовлены вручную....
28 11 2025 11:19:32
Правила игры «Thunderstone» на русском языке...
26 11 2025 2:29:39
Работа над игрой скоро начнется, следите за обновлениями, чтобы не пропустить другие анонсы и информацию об этой игре....
25 11 2025 22:16:27
Друзья, наступает замечательное предпраздничное время. Думаю самое время начать вас поздравлять. Что у нас там первым идет? Католическое Рождество? Прекрасно, вот с нас небольшой подарок и, как обычно, это анонс....
23 11 2025 5:19:44
На игроведе есть фоты внутренностей коробки и довольно приличный обзор + набор комментариев....
21 11 2025 20:15:16
В коробке с игрой всего 5 дел. Повторно их проходить, полагаю, будет неинтересно (если уже известно, что убийца — садовник, зачем его искать?), но обещают, что в приложении будут появляться новые сценарии и новые дела. Благо компоненты позволяют безболезненно изготавливать и отыгрывать новые сценарии без добавления в игру новых карточек. Правда, все дополнительные плюшки скорее всего будут за отдельную плату. Но что-то подсказывает, что оно того стоит!...
15 11 2025 6:36:48
Минималистичный черный куб, внутри которого блиц-сражение за территории в режиме реального времени....
13 11 2025 13:45:23
Появление Кампании Оди Мерфи для Memoir ’44 стало отличным поводом сдуть пыль с коробки с игрой. Мемуары не появлялись у меня на столе уже три-четыре месяца (раньше таких пауз не бывало), а тут, мы взяли и разложили игру....
11 11 2025 21:48:30
Стоит ли приобретать игру? Чтобы решить читайте ниже....
09 11 2025 6:49:34
Контpaкт на игру был подписан совсем недавно, и дата выхода еще не определена. Но уже совсем скоро мы начнем работу над локализацией. Stay tuned!...
08 11 2025 9:35:47
Игра отлично подойдёт для компании от 2 до 5 человек и в среднем займёт от 30 до 90 минут....
06 11 2025 14:14:50
Скачать правила игры Cronberg на русском языке (pdf, 0.4 Mb) ...
04 11 2025 21:16:19
Внутри коробки удобный органайзер с прочными стенками, который позволит удобно разместить компоненты, которых немало....
31 10 2025 21:21:45
На наш взгляд есть очень сильные игры, о которых мы намерены рассказать после выставки на страницах нашего сайта....
30 10 2025 2:51:17
Сформировать, оплатить и отправить подарок проще простого. В положенный срок вам придёт в личном сообщении на Board Game Geek ссылка на профиль вашей цели – другого участника акции, где вы увидите список хотелок и почтовый адрес. Ну а затем вариантов немного. Проще всего заказать игры в каком-нибудь интернет-магазине. Чуть сложнее упаковать и отправить подарок самому, но зато в этом случае в посылку можно вложить что-нибудь личное, открытку, записку или даже конфету 🙂 Отправлять посылку лучше заранее, в конце ноября или самом начале декабря, чтобы она гарантированно дошла адресату до новогодних праздников....
26 10 2025 15:33:59
Nautilion – самая «морская» игра в серии, на что намекают нам пресловутые волны, подводная лодка и дельфин. В игре нам предстоит управлять Nautilion, «онейрической субмариной», которую нужно полностью заполнить разными члeнами экипажа. Если нам удастся приплыть с полной комaндой к концу пути — Dark Isles – раньше, чем наш бот-соперник Phantom Submarine прибудет в начало пути, локацию Happy Isles, победа будет за нами....
25 10 2025 11:18:12
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку